Начался новый учебный год. Для кого-то «школьная дорога» только началась 1 сентября, кто-то идет по ней уже не первый год, а для некоторой части учеников этот учебный год станет завершающим этапом школьной жизни.
Путь не простой и не легкий: уроки, домашние задания, факультативы, занятия по интересам. И нужно пройти по нему достойно: не только овладеть знаниями, но и сохранить своё здоровье, потому что именно здоровье является важным и неотъемлемым условием жизни, а желание и умение заботиться о себе свидетельствуют о социальной зрелости человека, независимо от возраста.
Здоровье – это многофакторное понятие, которое включает в себя практически все аспекты нашей жизни: правильное питание, поддержание достаточного двигательного режима, полноценный сон, умение не унывать и надеяться на лучшее, чрезмерно не увлекаться современными техническими средствами (мобильным телефоном и наушниками).
Правильное питание.
Дети должны получать горячу пищу не менее 3-4 раз в день. Завтрак при этом обязателен. Дети, которые ежедневно сытно завтракают, меньше болеют простудными заболеваниями и потому реже пропускают занятия в школе, лучше учатся, быстрее мыслят и могут иметь более высокий интеллект, который, согласно последним исследованиям, на 50 % определяется генами, а вот использование вторых 50% зависит от нашего желания и трудолюбия. И от здоровья, конечно.
Каждый день дети должны получать молочные продукты, отдавая предпочтение традиционным: молоку, кефиру, ряженке, творогу, сыру, сметане, йогуртам со сроком годности не более месяца. Следует понимать, что чем проще и натуральнее продукт, тем он безопаснее и полезнее для детского организма.
Также ежедневно дети должны употреблять не менее 5 порций овощей и фруктов (1 порция – это один фрукт или овощ среднего размера, 1 чашка или горсть мелко нарезанных овощей или ягод.). Салаты следует заправлять растительными нерафинированными маслами.
Очень важным продуктом для детей являются яйца. Их можно давать школьникам каждый день в любом виде.
Хотя бы 1-2 раза в неделю дети должны получать морепродукты, которые содержат йод. Больше всего йода содержится в морской капусте и в кальмарах (соответственно 200% и 130% от суточной потребности в 100 граммах продукта), чуть меньше в треске и креветках (90% и 73%). В жирной морской рыбе (кета, горбуша, лосось) йода содержится меньше (около 33% от суточной потребности), зато там есть омега-3 жирные кислоты, которые также являются важным фактором сохранения физического и психического здоровья школьников.
При этом следует оградить детей от вредных продуктов. К ним относятся чипсы, лапша типа «Роллтон», бульонные кубики и др. пища из пакетиков, которые содержат консерванты и большое количество скрытой соли. Даже у детей избыток соли может привести к повышению артериального давления, особенно если этот фактор сочетается с недосыпанием.
Нежелательными продуктами для детей являются также фаст-фуды: они полностью лишены витаминов и минералов, приводят к быстрому повышению уровня сахара в крови со всеми вытекающими нехорошими последствиями. Питаться ими регулярно нельзя. И вообще, поменьше всякой химии, в том числе кока- и пепси-колы.
Двигательный режим
Если специальными приборами просуммировать суточную двигательную активность (СДА) по числу шагов за весь период бодрствования, то окажется, что здоровый, гармонично развитый, уравновешенный ребенок 6 лет совершает в среднем 12000-15000 движений (в отдельные дни 35000), в 13-18 лет — от 16000 до 20000 движений — такова ежедневная потребность.
Число движений распределяется неравномерно. В первой половине дня подъемы СДА приходятся на 7 — 8 часов, когда ребенок утром идет в школу, то есть двигается (если учится во вторую смену, нужно приучить его делать утром зарядку). Следующий пик активности приходится на период времени с 12 до 14 часов, когда дети в школе на перерывах могут прогуляться по коридору. Идеально, если урок физкультуры приходится на этот период времени. Дети, которые учатся во вторую смену, как раз в это время совершают движения по дороге в школу.
Во второй половине дня мышечная активность увеличивается с 15 до 16 часов и с 20 до 21 часа. Таким образом, у школьников за период бодрствования проявляется 4 больших подъема (всплеска) двигательной активности, использование которых влияет на работоспособность детей и функциональную активность организма в целом.
Родителям следует продумать режим дня детей таким образом, чтобы они могли реализовать свою потребность в движении дома: просто походить или сделать упражнения для укрепления мышц спины в перерывах между выполнением домашних заданий, прогуляться перед сном и др.
Помните, что недостаток движений приводит к формированию физиологического утомления, которое может перейти переутомление, которое, по сути, является фактором риска развития различных болезненных состояний детей по принципу слабого места.
Полноценный сон.
Исследования ученых показывают, что, продолжительность сна ушкольников начальных классовдолжна составлять около 10 часов, детей в возрасте от 11 до 16 лет – не менее 8 часов. Подросткам старше 16 лет нельзя спать меньше 7 часов в сутки.
При таком режиме нервная система отдыхает, а организм школьника восстанавливается. Кроме того, именно ночью во время сна мозг перерабатывает полученную днём информацию, переводя её в долговременную память. Чем больше человек запоминает в течение дня, тем больше сна ему необходимо.
Недостаток сна способствует развитию гормонального дисбаланса в организме детей и подростков:
— на фоне дефицита сна увеличивается выработка гормона стресса, что проявляется подростковой нервозностью и нестабильностью поведения, неумением справляться со стрессовыми ситуациями, перепадами настроения и даже склонностью к переоценке жизненных ценностей;
— недостаток сна приводит к снижению выработки гормона сна мелатонина, что приводит к снижению активности иммунной системы и может спровоцировать подъем артериального давления вплоть до развития гипертонического криза, а также гормона роста (соматотропный гормон), что негативно сказывается на физическом развитии детей и подростков, приводя к задержке роста и недоразвитию мускулатуры, несоответствию полового развития возрастным нормам, а также к отставанию социального развития с формированием незрелых форм поведения.
Чтобы высыпаться, ложиться спать школьникам нужно не позже 22 часов.В это время человек хорошо расслабляется и спокойно засыпает. Если ребенок по какой-то причине плохо спал ночью,ему можно разрешить поспать 1-2 часа после уроков. Его работоспособность после этого заметно возрастет, настроение улучшится. Спать нужно с открытой форточкой, чтобы обеспечить поступление в спальное помещение лёгких аэроионов, которые с воздухом попадают в организм человека, участвуя в регуляции основных физико-химических процессов.
Психосоциальное здоровье детей.
В детском и подростковом возрасте психологическое состояние детей и подростков, уровень их социальной зрелости формируются в семье, так как именно в семье люди учатся общаться, сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, помогать и принимать помощь. Именно в семье дети учатся любить, делиться любовью и быть любимыми другими, так как семья в первую очередь — это школа любви, благодаря которой поддерживаются связи между родственниками в течение всей жизни. Семья всегда служила и служит источником нравственных и этических принципов, в семье передаются от поколения к поколению основы веры, пути постижения мира, обычаи, традиции – всё то, что составляет жизнь человека. Именно в семье люди постигают ценность верности, преданности и бескорыстия. Семья определяет взаимоотношения, в семье каждый человек является частью целого.
Поэтому, дорогие родители, постарайтесь в вашей семье сформировать такие отношения, которые помогут вашим детям нормально взрослеть и развиваться. Помните, что вашей задачей с момента рождения детей является обеспечение их потребностей, важнейшими из которых являются потребность в родительской любви, в дисциплине, в образовании, в развитии, в безопасности, в порядке и в здоровье.
Чаще общайтесь с детьми, проводите с ними свободное время. Интересуйтесь их жизнью, оказывайте им помощь в решении проблем, поддерживайте их, если они попали в трудную ситуацию, а не только ругайте и наказывайте. Будьте честными и искренними с ними.
Мобильные телефоны.
Следует ограничить время, которое вы проводите с вашим «мобильным другом». Излучение, которое генерирует мобильная трубка, поглощается тканями головы (клетками мозга, сетчаткой глаза, слуховыми структурами) с повышением в них температуры в среднем на 2 градуса, что может привести к ухудшению зрения и слуха, снижению активности иммунной системы, нарушениям сна, памяти, внимания.
Опасно также использование миниатюрных наушников, которые сами излучают электромагнитное излучение, охватывая обширные участки мозга. Кроме того, звук из наушника подается непосредственно к барабанной перепонке. Она постепенно теряет свою эластичность, что приводит к нарушению слуховой функции уже в молодом возрасте. Чем громче звук, тем больше страдает барабанная перепонка.
Поэтому разговор по мобильному телефону не должен продолжаться более 3-5 минут и не более 1 часа в течение дня. Период между двумя разговорами должен быть не меньше 15 минут. Также следует отказаться от вакуумных наушников, наушников-капель в пользу накладных и чаще использовать громкую связь.
Кроме того, не повышайте громкость звука более 50-60 децибел (это около 60% от максимально возможного на звуковом устройстве), не кладите телефон рядом с кроватью или под подушку, не используйте мобильные телефоны во время грозы – они являются проводниками электрического разряда и способны спровоцировать попадание молнии в человека.