Большинство родителей ждут от своих детей отличных и хороших оценок в школе. При этом некоторые из них в раннем возрасте уделяют недостаточно внимания их общему развитию в целом и учебному процессу в частности, что неправильно. Следует понимать, что ребенок усваивает все необходимые ему умения и навыки путем подражания (через пример, который показывают ему взрослые и социум) и формирования навыков (отработка и закрепление навыка со взрослыми). Поэтому важно с раннего детства заниматься с детьми, уделяя им свое свободное время и внимание.
Советский психолог Л. С. Выготский отмечал 2 зоны в развитии детей: зону ближайшего развития (ЗБР) и зону актуального развития (ЗАР). Зона ближайшего развития (ЗБР) – это то, что ребенок делает и усваивает вместе со взрослым, а зона актуального развития (ЗАР) – это то, что ребенок делает самостоятельно, без помощи взрослого, а именно совокупность знаний, умений и навыков, которыми ребенок владеет на данный момент. По мере того, как взрослый занимается с ребенком, развивая его мышление и расширяя его кругозор (ЗБР), ребенок постепенно приобретает навыки и может использовать их в самостоятельной деятельности (ЗАР). Это подчеркивает важность взаимодействия с детьми на всех этапах взросления.
Специалисты выделяют три основных этапа в жизни детей, требующих постоянного внимания родителей для развития их умственной деятельности и формирования личности: этап раннего детства (от 1 до 3 лет), дошкольный (от 3 до 6 лет) и младший школьный возраст (6 – 10 лет).
Так, в младенчестве родители показывают малышу игрушки и разные предметы. В раннем детстве и дошкольном возрасте они объясняют их цвет, форму и значение, играют с ним в ролевые (в магазин, в школу, в больницу, в семью и др.) и настольные игры (конструктор, мозаика, пазлы, домино и др.), рассматривают картинки к сказкам и объясняют их смысл, тем самым развивая ребенка.
Покупая ребенку игры, очень важно научить его правильно играть в них. Например, если это пазлы, вначале следует показать, как их нужно собирать, чтобы получилась картинка. Через некоторое время можно попросить ребенка выполнить эти действия самостоятельно. Если при этом у него появляются сложности, нужно помочь и дать ему подсказку, только мягко и доброжелательно. Делать так необходимо несколько раз до тех пор, пока ребенок не преобразует знание в самостоятельный навык (сам научиться собирать картинку). Именно совместные занятия с детьми формируют самостоятельность в обучении.
На этапе подготовки к школе (5-6 лет) ребенку покупают более сложные развивающие игры, детские журналы, раскраски, которые помогают ему приобретать новые знания и закреплять полученные на занятиях в детском саду (буквы, цифры, чтение, устный счет и др.). И опять, только участие родителей в этом процессе повышает его эффективность, расширяя кругозор детей и формируя навыки.
Информация для родителей
Если у вас дефицит времени, позаниматься с ребенком можно поручить старшим детям, так как их знания, конечно, превышают уровень знаний малышей.
Помочь осваивать новые знания помогают и современные информационные технологии. Поэтому предлагайте детям смотреть мультфильмы соответствующего содержания, которые развивают интеллект, помогают сформировать социальные навыки и культуру поведения (чистить зубы, мыть руки, здороваться, общаться, помогать другим и др.). Некоторые мультфильмы могут помочь ребенку освоить алфавит и цифры, различать геометрические фигуры, уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и др.
Родителям следует помнить, что мультфильмы могут научить не только хорошему, но и плохому, поэтому нужно контролировать то, что ребенок смотрит.
Обучая детей посредством игр, следует учитывать возрастные нормы. Например, для ребенка 3 лет мозаика может состоять из 2-3 элементов, для 4-6 летнего возраста из 4-8 элементов, после 6 лет – из 20 элементов и более. Все индивидуально и зависит от возможностей и способностей ребенка.
При обучении ребенка следует учитывать и его личные особенности в соответствии с типом темперамента. Например, дети с медленным типом темперамента могут выполнять задания правильно, но для этого им нужно больше времени, чем остальным. Не нужно их торопить.
Ошибкой может быть также сравнение результатов обучения вашего ребенка с другими детьми. Ребенка можно сравнивать только с ним самим. Поэтому старайтесь делать акцент на качество усвоенных знаний, подчеркивать достижения своего ребенка, обращая внимание на его же ошибки.
Нельзя также завышать требования к ребенку. Обучение должно быть постепенным и соответствовать возможностям детей, то есть их уровню знаний и сформированных навыков.
По мере взросления детей (5-6 классы) нужно стараться меньше оказывать помощь в выполнении школьных заданий и постепенно приучать их к самостоятельному обучению.
Дети вне социума не могут развиваться. Обучение успешнее происходит в кругу взрослых и сверстников, благодаря взаимодействию с которыми, они могут в будущем обучаться самостоятельно. Совместная деятельность с маленькими детьми – это шаг к гармоничному развитию.
Задача взрослого заключается не только в оказании помощи, но и в отказе от ее навязывания тогда, когда ребенок ее не просит.