БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ

Приложение 4

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ главного врача

Столинского районного ЦГ и Э

                                                                                               от 12 декабря 2019г.№197-Н

ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по противодействию коррупции

  1. Настоящим Положением определяется порядок создания и деятельности в Столинском районном ЦГ и Э (далее — организация) комиссии по противодействию коррупции (далее – комиссия).
  2. Комиссия создается руководителем организации в количестве не менее пяти членов. Председателем комиссии является руководитель организации. Секретарь комиссии избирается на заседании комиссии из числа ее членов.

Состав комиссии формируется из числа работников организации, в том числе курирующих (осуществляющих) финансово-хозяйственную и производственную деятельность, бухгалтерский учет, распоряжение бюджетными денежными средствами, сохранность собственности и эффективное использование имущества, кадровую и юридическую работу, а по решению руководителя организации – также из числа граждан и представителей юридических лиц.

  1. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией», иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением о комиссии.
  2. Основными задачами комиссии являются:

аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками организации;

обобщение и анализ поступающей, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками организации;

своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации;

разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в организации, анализ эффективности принимаемых мер;

координация деятельности структурных подразделений организации, по реализации мер по противодействию коррупции;

взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;

рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

рассмотрение вопросов соблюдения правил этики государственного служащего (корпоративной этики);

принятие мер по устранению последствий коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, и иных нарушений антикоррупционного законодательства.

  1. Комиссия в целях решения возложенных на нее задач осуществляет следующие основные функции:

участвует в пределах своей компетенции в выполнении поручений вышестоящих государственных органов по предотвращению правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений;

ведет учет поступающей из правоохранительных и контролирующих органов, иных государственных органов и организаций и содержащейся в обращениях граждан и юридических лиц информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками организации и анализирует такую информацию;

взаимодействует с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;

принимает в пределах своей компетенции решения, а также осуществляет контроль за их исполнением;

разрабатывает меры по предотвращению либо урегулированию ситуаций, в которых личные интересы работника организации, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников влияют либо могут повлиять на надлежащее исполнение этим работником своих служебных (трудовых) обязанностей;

разрабатывает и принимает меры по вопросам борьбы с коррупцией;

запрашивает у структурных подразделений в пределах компетенции организации в установленном законодательными актами порядке информацию по вопросам противодействия коррупции;

вносит руководителям структурных подразделений предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности подчиненных им работников, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения;

рассматривает предложения членов комиссии о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции;

вырабатывает предложения о мерах реагирования на информацию, содержащуюся в обращениях граждан и юридических лиц, по вопросам проявлений коррупции;

рассматривает предложения членов комиссии о поощрении работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

осуществляет иные функции, предусмотренные Положением о комиссии.

  1. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях.

План работы комиссии на календарный год с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов должен быть размещен на официальном сайте государственного органа (организации) в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 15 дней со дня его утверждения.

Информация о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии подлежит размещению на официальном сайте государственного органа (организации) в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания комиссии.

  1. Не могут являться одновременно членами комиссии лица, состоящие в браке или находящиеся в отношениях близкого родства или свойства.
  2. Председатель комиссии:

несет персональную ответственность за деятельность комиссии;

организует работу комиссии;

определяет место и время проведения заседаний комиссии;

утверждает повестку дня заседаний комиссии и порядок рассмотрения вопросов на ее заседаниях, при необходимости вносит в них изменения;

дает поручения членам комиссии по вопросам ее деятельности, осуществляет контроль за их выполнением;

незамедлительно принимает меры по предотвращению конфликта интересов или его урегулированию при получении информации, указанной в абзаце седьмом части первой пункта 10 настоящего Положения.

В случае отсутствия необходимого количества членов комиссии на ее заседании председатель комиссии назначает дату нового заседания, но не позднее чем через месяц со дня несостоявшегося заседания.

  1. Член комиссии вправе:

вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;

выступать на заседаниях комиссии и инициировать проведение голосования по внесенным предложениям;

задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

знакомиться с протоколами заседаний комиссии и иными материалами, касающимися ее деятельности;

в случае несогласия с решением комиссии изложить письменно особое мнение по рассматриваемому вопросу, подлежащее обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии;

осуществлять иные полномочия в целях выполнения возложенных на комиссию задач и функций.

  1. Член комиссии обязан:

принимать участие в подготовке заседаний комиссии, в том числе формировании повестки дня заседания комиссии;

участвовать в заседаниях комиссии, а в случае невозможности участия в них сообщать об этом председателю комиссии;

по решению комиссии (поручению ее председателя) принимать участие в проводимых мероприятиях по выявлению фактов совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также неисполнения законодательства о борьбе с коррупцией;

не совершать действий, дискредитирующих комиссию;

выполнять решения комиссии (поручения ее председателя);

незамедлительно в письменной форме уведомить председателя комиссии о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения в связи с исполнением обязанностей члена комиссии;

добросовестно и надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности.

Член комиссии несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

  1. Секретарь комиссии:

обобщает материалы, поступившие для рассмотрения на заседаниях комиссии;

ведет документацию комиссии;

извещает членов комиссии и приглашенных лиц о месте, времени проведения и повестке дня заседания комиссии;

обеспечивает подготовку заседаний комиссии;

обеспечивает ознакомление членов комиссии с протоколами заседаний комиссий;

осуществляет учет и хранение протоколов заседаний комиссии и материалов к ним.

  1. Воспрепятствование членам комиссии в выполнении ими своих полномочий не допускается и влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательными актами.
  2. 121. Граждане и юридические лица вправе направить в организацию, в котором создана комиссия, предложения о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии.

Предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии, рассматриваются на заседании комиссии и приобщаются к материалам данного заседания.

К предложениям граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и порядку их рассмотрения применяются требования, предусмотренные законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

В случае несогласия с результатами рассмотрения предложения о мерах по противодействию коррупции гражданин, юридическое лицо вправе направить соответствующее предложение о мерах по противодействию коррупции в вышестоящий государственный орган (организацию) и (или) иной государственный орган в соответствии с компетенцией, установленной законодательством о борьбе с коррупцией.

  1. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, в том числе для рассмотрения выявленных комиссией в ходе ее деятельности конкретных нарушений антикоррупционного законодательства, в том числе правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, но не реже одного раза в полугодие. Решение о созыве комиссии принимается председателем комиссии или по предложению не менее одной трети ее членов.

В заседании комиссии участвуют представители юридических лиц и граждане, в отношении которых председателем комиссии принято решение об их приглашении на это заседание.

В ходе заседания рассматриваются вопросы, связанные:

с установленными нарушениями работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций антикоррупционного законодательства, применением к ним мер ответственности, устранением нарушений, их последствий, а также причин и условий, способствовавших совершению названных нарушений;

с соблюдением в государственном органе (организации) порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг);

с состоянием дебиторской задолженности, обоснованностью расходования бюджетных средств;

с правомерностью использования имущества;

с обоснованностью заключения договоров на условиях отсрочки платежа;

с урегулированием либо предотвращением конфликта интересов.

Помимо вопросов, указанных в части третьей настоящего пункта, на заседании рассматриваются предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и другие вопросы, входящие в компетенцию комиссии.

  1. Комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на заседании более половины ее членов. Решение комиссии является обязательным для выполнения работниками предприятия. Невыполнение (ненадлежащее выполнение) решения комиссии влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
  2. Члены комиссии обладают равными правами при обсуждении проектов решений. Решения принимаются простым большинством голосов от общего количества членов комиссии, присутствующих на ее заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии. Решения комиссии оформляются протоколом.
  3. В протоколе указываются:

место и время проведения заседания комиссии;

наименование и состав комиссии;

сведения об участниках заседания комиссии, не являющихся ее членами;

повестка дня заседания комиссии, содержание рассматриваемых вопросов и материалов;

принятые комиссией решения;

сведения о приобщенных к протоколу заседания комиссии материалах.

  1. Протокол заседания комиссии готовится в 10-дневный срок со дня его проведения, подписывается председателем и секретарем комиссии, после чего в 5-дневный срок доводится секретарем комиссии до ее членов и иных заинтересованных лиц.

 

УТВЕРЖДЕНО

Протоколом заседания комиссии по противодействию коррупции

Столинского районного ЦГиЭ

28 декабря 2023 г. № 3/2023

 

ПЛАН

работы комиссии по противодействию коррупции

Столинского районного ЦГиЭ на 2024 год

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственный исполнитель

1

На производственных совещаниях доводить до сведения специалистов центра случаи коррупционных правонарушений, совершенные в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

по мере поступления

 

Маджаро А.А.

Стахура Т.В.

2

О кадровых вопросах в свете законодательства о борьбе с коррупцией. В том числе оформление письменных обязательств. Работа  по отбору обязательств в рамках выполнения Закона «О борьбе с коррупцией»

I полугодие 2024 г.

 

 

Стахура Т.В.

3.

Анализ соблюдения законодательства при начислении заработной платы, выплате премиальных и стимулирующих надбавок, соблюдения штатного расписания.

I полугодие 2024 г.

 

 

Шило А.В.

Петухова В.Ю.

4.

Анализ потребности  в химреактивах и ИМН,  в целях эффективного расходования бюджетных средств и исключения  завышения потребности в указанных товарах, для включения в годовой план закупок  на 2024 г. с учетом имеющихся остатков.

I, II полугодие 2024г.

 

 

Шило А.В.

Емельянович Н.К.

5.

Соблюдение  антикоррупционного законодательства  водителями  при заправке автотранспорта и целевом использовании автотранспорта, а также при выдаче  и оформлении путевых листов.

II полугодие 2024 г.

Шило А.В.

Ковальский В.Н.

 

6.

Анализ мер, принимаемыхдля управления коррупционными рисками, а также причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений (по направлениям деятельности)

II полугодие 2024 г.

Емельянович Н.К.

Гайкевич А.А.

Люкевич В.К Шило А.В.

Ковальский В.Н.

 

7.

Рассмотрение и утверждение плана работы комиссии по противодействию коррупции на 2025 год

декабрь 2024 г.

 

 

Маджаро А.А.

Стахура Т.В.

члены комиссии

по противодействию коррупции.

 

 

Председатель комиссии

                     А.А.Маджаро

 

Секретарь комиссии

 

                  Т.В.Стахура

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания комиссии по противодействию коррупции

Столинского районного ЦГиЭ

                                                                                                                     от 28.12.2023№ 3/2023

 

План мероприятий по профилактике

коррупционных правонарушений (преступлений)

в Столинском районном ЦГиЭ на 2024-2025 год

           

№ п./п.

Наименование мероприятий

Ответственные исполнители

Срок исполнения

1

2

3

4

1

Проведение разъяснительной и воспитательной работы среди сотрудников для повышения уровня правовых знаний в сфере борьбы с коррупцией и создания атмосферы непринятия коррупции, антикоррупционная пропаганда, формирование антикоррупционного сознания

Комиссия по противодействию коррупции;

Руководители структурных подразделений.

Комиссия укреплению трудовой и исполнительской дисциплины

в течение 2024-2025 гг.     

2

Оказание работникам консультативной помощи по вопросам применения антикоррупционного законодательства, норм служебной этики, стандартов антикоррупционного поведения

Комиссия по противодействию коррупции

 

в течение 2024-2025 гг.      

3

Реализация системы внутреннего контроля за работой  подчиненных сотрудников  со стороны непосредственных руководителей, включающего в себя:

контроль за производственно-технологической, трудовой и исполнительской дисциплиной;

контроль реализации прав и обязанностей, в целях предупреждения фактов превышения (злоупотребления) служебными полномочиями;

проведения разъяснительной и воспитательной работы для повышения уровня правовых знаний работников, антикоррупционная пропаганда, организация правового просвещения сотрудников;

проведение внутренней проверки информации, поступающей из различных источников о причастности должностных лиц к коррупции, обеспечение немедленного информирования по указанным фактам руководства учреждения;

контроль за служебной деятельностью работников Учреждения по соблюдении ими специальных антикоррупционных ограничений и запретов;

принятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица в соответствии с требованиями действующего законодательства о борьбе с коррупцией, обеспечение немедленного информирования о его возникновении руководства Учреждения;

внутренний контроль за работой подчиненных специалистов.

Руководители структурных подразделений.

Комиссия укреплению трудовой и исполнительской дисциплины.

 

Постоянно

4

Проведение внеплановых заседаний комиссии             

Председатель комиссии противодействию коррупции

По мере необходимости

5.

Проведение служебных проверок по поступившим уведомлениям о фактах обращения к работникам учреждения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, по фактам совершения (подозрения на совершение) правонарушений коррупционной направленности

Комиссия по противодействию коррупции

По мере необходимости

6.

Рассмотрение обращений граждан, юридических лиц, в которых сообщается о фактах коррупции и иных нарушениях антикоррупционного законодательства на заседаниях комиссии по противодействию коррупции в целях контроля за надлежащим реагированием на такие обращения

Комиссия по противодействию коррупции.

По мере поступления

7

Обновление и размещение на сайте Центра и стендах информации о работе комиссии по противодействию коррупции; о работе, направленной на профилактику коррупционных правонарушений.

Стахура Т.В.

в течение 2024-2025 гг.

8

Обеспечение сотрудничества с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции:

— оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности учреждения по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

— оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно­розыскные мероприятия.

Руководители структурных подразделений.

Стахура Т.В

По мере необходимости

9

Анализ обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, поступающих в учреждение, в том числе в ходе проведения «горячих линий», «прямых телефонных линий», на предмет наличия в них информации о фактах коррупции

Стахура Т.В

в течение 2024-2025 гг.

10

Совершенствование документооборота, проведение необходимых мероприятий по защите служебной информации, работа с документами с грифом «ДСП», корпоративной почты при работе со служебными документами

Руководители структурных подразделений,

лица ответственные за работу с документами с грифом «ДСП»

 

 

в течение 2024-2025 гг.

11

Ознакомление вновь принимаемых работников с законодательством о противодействии коррупции и локальными актами учреждения

Стахура Т.В

В течение 2024-2025 гг.

12

Обеспечение подписания при приеме на работу письменных обязательств по выполнению мер по предупреждению коррупции, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-3 «О борьбе с коррупцией»

Стахура Т.В

постоянно

13

Проведение проверок (не реже 2 раз в месяц) соблюдения трудовой дисциплины в целях предупреждения фактов сокрытия нарушений правил внутреннего трудового распорядка, отработки рабочего времени, согласно утвержденных графиков

Комиссия укреплению трудовой и исполнительской дисциплины

В течение 2024-2025 гг.

14

Соблюдение требований законодательства при осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг)

Ответственные лица, назначенные приказом главного врача

В течение 2024-2025 гг.

15

Осуществлять заключение договоров на закупку товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета только в пределах плановых ассигнований.

Шило А.В.

 

В течение 2024-2025 гг.

16

Осуществление системного контроля за сохранностью и эффективным использованием государственного имущества и бюджетных средств, рациональным использованием средств от приносящей доходы деятельности.

Шило А.В.

 

В течение 2024-2025 гг.

17

Обеспечение систематического контроля за целевым и эффективным использованием средств в части их использования при проведении капитальных и текущих ремонтов

Шило А.В.

Ковальский В.Н.

В течение 2024-2025 гг.

18

Проведение внутрихозяйственного контроля, в том числе по фактам наличия просроченной дебиторской задолженности

Шило А.В.

 

В течение 2024-2025 гг.

19

Осуществление взаимодействия в вопросах профилактики коррупционных правонарушений с правоохранительными органами, органами прокуратуры, иными государственными органами и организациями

Маджаро А.А.

Стахура Т.В.

В течение 2024-2025 гг.

20

Рассмотрение на заседаниях комиссии по противодействию коррупции информации, поступающей из правоохранительных и контролирующих органов, других государственных органов и организаций о нарушениях антикоррупционного законодательства в центрах гигиены и эпидемиологии и др.учреждениях здравоохранения

Комиссия по противодействию коррупции.

 

Согласно Плана работы комиссии, по мере поступления

21

Организация и проведение встреч (бесед) коллектива Центра с сотрудниками правоохранительных органов, прокуратуры

Маджаро А.А.

Стахура Т.В.

В течение 2024-2025 гг.

22

Подведение итогов работы комиссии по противодействию коррупции за 2024, 2025 год, утверждение плана работы комиссии на 2024, 2025год

Комиссия по противодействию коррупции.

 

Декабрь 2024, 2025 гг.

 

 

Председатель комиссии

                     А.А.Маджаро

 

Секретарь комиссии

 

                   Т.В.Стахура

 

Основным документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 года № 305-З (далее – Закон).

Коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного (ст. 1 Закона).

ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СОЗДАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ КОРРУПЦИИ

Согласно ст. 3 Закона потенциальными субъектами  правонарушений,  создающих условия для коррупции являются:

государственные должностные лица;

лица, приравненные к государственным должностным лицам.

 

 Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются:

вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность других государственных органов и иных организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте;

оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;

использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;

участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;

использование государственным должностным или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;

отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;

требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;

нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;

создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;

нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;

требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства.

Совершение указанных в части первой настоящей статьи правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Согласно ст. 3 Закона субъектами коррупционных правонарушений являются:

государственные должностные лица;

лица, приравненные к государственным должностным лицам;

иностранные должностные лица;

лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

Коррупционными правонарушениями являются:

вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;

предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы,   использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи;

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;

осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;

передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;

использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;

использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;

мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.

Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

ЗАПРЕТ НА ПРИНЯТИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ

            Государственным должностным и приравненным к ним лицам  запрещено принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, а также получать другую выгоду для себя или третьих лиц (супругов, близких родственников, свойственников) в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей  (ст. 37 Закона).  

 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Некоторые виды коррупционных преступлений, указанные в Уголовном кодексе Республики Беларусь:

  1. Превышение власти или служебных полномочий— умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (ч. 2 и ч. 3 ст. 426 УК) — наказывается лишением свободы на срок до 10-ти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  2. Получение взятки (ст. 430 УК)– наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 10-ти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  3. Дача взятки (ст. 431 УК)— наказывается лишением свободы на срок до 7-ми лет с конфискацией имущества.
  4. Посредничество во взятке (ст.432 УК)— наказывается лишением свободы на срок до 7-ми лет.
  5. Получение незаконного вознаграждения— принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда  (ст. 433 УК) — наказывается лишением свободы на срок до 8-ми лет с конфискацией имущества или без конфискации с и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С КОРРУПЦИЕЙ

1.Отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6 КоАП) — влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.

2.Нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц (ст. 9.13 КоАП) — влекут наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.

3.Нарушение законодательства об административных процедурах (ст. 9.26 КоАП) — влекут наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.

4.Мелкое хищение (ст. 10.5 КоАП) влечет наложение штрафа в размере от 2 до 50 базовых величин или административный арест.

5.Нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг) (ст. 11.16 КоАП) влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин, за повторное нарушение  — до 100 базовых величин.

 

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Руководители обязаны привлекать к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) лиц, нарушивших антикоррупционное законодательство, в порядке, установленном законодательными актами.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ

Статьей 18 Закона, а  также ст. 27 Трудового кодекса Республики Беларусь установлен  запрет на совместную работу в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера  (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

 

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения либо совершении других действий по работе.  

О конфликте интересов государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, а также вправе заявить самоотвод от принятия решения либо совершения других действий по службе (работе).